Устройство ростверка фундамента на сваяхОглавление:
Ростверк – это незаменимый атрибут свайного и столбчатого фундаментов. Он представляет собой балку, уложенную на верхушки свай и расположенную на небольшом расстоянии от поверхности грунта. Есть варианты, когда расположение бетонного ростверка мелкозаглубленное. Устройство ростверка для сваи. Материалы для ростверкаДля сооружения ростверка применяются различные материалы:
Сопряжения ростверка со сваей имеют несколько вариантов конструкций. Выбирая способ сопряжения, следует учитывать, что жесткое сопряжение необходимо:
Реже встречаются случаи, когда вертикальные нагрузки, изгибающие моменты и горизонтальные силы распределяются между опорами равномерно. В таких вариантах допускаются шарнирные и скользящие соединения ростверка со столбом свайного фундамента. Жесткий монолитный ростверк из бетонаСхема устройства бетонного ростверка. Самый распространенный из столбчатых фундаментов – это буронабивной свайный фундамент с монолитным бетонным ростверком. В этом фундаменте обеспечена неподвижность соединения. Жесткость конструкции – высокая. Она обеспечивает устойчивость всего фундамента. Другие материалы имеют недостатки. Древесина обладает меньшим сроком службы и может гнить и уничтожаться грибком. Ее несущая способность невелика. Металл подвержен коррозии и устройство ростверка с применением профилей требует использования грузоподъемной техники. Такая техника необходима и при использовании бетонных блоков. Для сооружения монолитного ростверка на сваях используется опалубка. На пучинистых грунтах ростверк приподнимается над землей на расстояние до 150 мм. Опалубка должна иметь дно, плотно соединенное с боковыми стенками. Она может быть деревянной, стальной или комбинированной. Реже применяются алюминиевые или пластиковые опалубки. Опоры и поддерживающие распорки должны обеспечивать неподвижность и жесткость всей конструкции. Дно опалубки опирается на кирпичи или деревянные брусья. Обязательно проверяется вертикальность боковых стенок. С внутренней стороны детали опалубки должны быть ровными и чистыми. Коммуникационные каналы в теле ростверка нежелательны из-за снижения прочности. Схема армирования бетонного пояса (ростверка). После установки опалубки внутри нее монтируется арматурный каркас. Продольные стержни арматуры несут основную нагрузку, поэтому их диаметр должен быть не менее 12 мм. Эти стержни опираются на поперечные рамки, для которых можно использовать арматуру диаметром вдвое меньшим. Продольные стержни должны иметь минимум два яруса, в каждом из которых не меньше двух прутков. Стержни должны быть утоплены в бетон на расстоянии не меньше 5 см. Для того чтобы стержни поперечных рамок не выступали на поверхности ростверка снизу, они устанавливаются на кусочки кирпича или бетона. В месте сопряжения арматуры ростверка и столбика продольные стержни должны быть перевязаны с выступающими и загнутыми прутьями опоры. Арматурный каркас должен быть обязательно закреплен в опалубке во избежание сдвига при заливке бетона. Для устройства подвала и утепления пространства под домом применяют мелкозаглубленный ростверк. В этом случае должно быть предусмотрено пространство под ростверком. Это пространство ограждается с боковых сторон шифером или стальными листами, чтобы грунт не осыпался в предусмотренное пространство. Иногда для заполнения пространства применяется забирка. Конструкция забирки состоит в том, что пространство под ростверком заполняется материалом, который не подвергается вспучиванию. Материал должен быть рыхлым. При заливке бетона в опалубку обязательно применение вибратора и “штыкование” обрезком арматуры. Это выведет пузырьки воздуха из тела фундамента, что значительно увеличит его прочность. В жаркую погоду не рекомендуется применять отстоянную, подогретую на солнце воду. Лучше использовать холодную воду из водопровода. В холодное время, напротив, воду лучше подогреть. Применение приподнятого ростверка экономит материалы и трудовые затраты. Свайный фундамент с ростверком хорошо предохраняет здание от вибрационных воздействий. Это наглядно ощущается при расположении здания, к примеру, вблизи железной дороги. |